Menu Close

ПАРАЛИТИЧЕСКИЕ ДЕФОРМАЦИИ СТОПЫ ПРИ СПИННОМОЗГОВЫХ ГРЫЖАХ У ДЕТЕЙ

ПАРАЛИТИЧЕСКИЕ ДЕФОРМАЦИИ СТОПЫ ПРИ СПИННОМОЗГОВЫХ ГРЫЖАХ У ДЕТЕЙ

UŞAQLARDA ONURĞA YIRTIĞINDA PƏNCƏNİN PARALİTİK DEFORMASİYALARI

PARALYTIC FOOT DEFORMITIES IN SPINAL HERNIA IN CHILDREN

А.М.ДЖУРАЕВ, Б.Н.ЭРГАШЕВ
Научно-практический центр Травматологии и ортопедии МЗ. РУз.

           Введение. При спинномозговых грыжах (СМГ) сочетанные пороки развития встречается от 39 – до 76,2 % наблюдений, осложняющими течение основного заболевания и формирующими в последующем «синдром взаимного отягощения». Роль аномалий нервной системы в развитии нейроортопедического синдрома в том числе врожденных и вторичных деформаций стоп признается многими авторами.

            Цель исследования: определить характер паралитических деформаций нижних конечностей и стопы при спинномозговой грыжах у детей.

          Материал и методы исследования. Проведено комплексное обследование 59 детей (31 мальчиков, 28 девочки) в возрасте от 1 дня до 18лет с спинномозговыми грыжами (СМГ) на различных этапах оперативного лечения. Характер и вид деформаций тела и конечностей оценены в соответствии с общепринятыми критериями. Выраженность двигательных нарушений нижних конечностей с поражением периферического звена рефлекторной дуги оценивалась по пятибалльной системе, шкалы MRS (Modified Rаnkin Scale). Данные клинического осмотра верифицированы функциональными и инструментальными (УЗИ, МСКТ, МРТ головного, спинного мозга, позвоночного столба; электронейромиографии мышц нижних конечностей) исследованиями.

Результаты и их обсуждения. Из 59 детей СМГ патология наиболее часто локализовалась в поясничной – у 29, пояснично-крестцовой – у 21 и крестцовой – у9. Значительно преобладал   различные виды оболочечно – мозговых форм – у 52.  По мере расширения спектра специальных методов обследования увеличивалась выявляемость сочетанных аномалий со стороны самого спинного мозга, позвоночника и других органов и систем.  У 28 больных констатированы признаки синдрома фиксации спинного мозга у остальных 21 выявлены конкретные формы миелодисплазии: гидромиелии – 9, диастематомилия – 8 (10,1%), сирингомиелия 4, одновременное сочетание нескольких форм –   10. У части этих больных скрытие формы миелодисплазии установлены в отдаленном периоде после операции на этапе реабилитационной терапии, возникновение их связаны с синдромом вторичной фиксацией спинного мозга как осложнения перенесенной операции. Двигательные нарушения по шкале MRS выявлены у 53 больных, они соответствовали 4 баллам у 18; 3 – у 19; 1- 2 – у 8 (9,3 %); 0 баллов – у 14 детей. Из 53 больных у 27 двигательные нарушения сопровождались другими расстройствами: трофическими нарушениями – у 17; трофическими нарушениями и деформациями суставов – у 18; деформациями суставов и трофическими язвами – у 18, чаще – в дистальном направлении. Паралитические деформации стоп полиморфного характера выявлены у 47 пациентов; у 28 – двусторонние с превалированием эквинусного компонента пяточно-вальгусной или плоско-вальгусной деформации. Односторонняя патология диагностирована у 29 больных.

Заключение. Частое сочетание опорно-двигательных, трофических нарушений с деформацией в суставах нижней конечности свидетельствует об общности патогенетических механизмов, усугубляемых ассоциированными вертебро – медулярными аномалиями, потенцируемые с явлениями синдрома первичной или вторичной фиксации спинного мозга обусловленные с врожденными или приобретенными формами скрытого спинального дизрафизма. Паралитические деформирующие артрозы при миелодисплазиях преимущественно наблюдается в дистальных отделах нижних конечностей, чаще поражается голеностопный сустав.